Подарок судьбы (2007 год)
А. Н. Пахмутова: «Страна, в которой я родилась и выросла, - СССР, Советская песня – это единственное, уникальное явление на земле…
…Дунаевский, братья Покрасс, Блантер – это моё детство. В Великой Отечественной войне учувствовал весь народ. Все композиторы и поэты (кроме Льва Ошанина, он не видел) были на фронте. А мы приняли эту песенную эстафету. Песня связана с жизнью».
На фото слева - направо: Ишутенко Надежда Анатольевна – заместитель главы по экономике и доходам Советского района г. Новосибирск и Дэя Григорьевна Вразова – пресс-секретарь Кировского Совета ветеранов г. Волгоград 19 ноября 2010-го года на торжественном митинге посвященному 68-ой годовщине операции «Уран» под Сталинградом.
Жизнь каждый свой миг уходит в историю и вечность. Когда же она тебе преподносит царские подарки, то это надо вначале хоть немного уложить в себе. Я уже писала, как по наитию встретилась с Александрой Николаевной у «Дома под часами», из которого она уезжала во взрослую жизнь. Аля вылетела из теплого родительского гнезда Бекетовки. Камыфляжка меня выручила, я не простыла. Бог подсказал мне тропинку, только иди по ней. Мне позже подарили интересные фотографии о тех событиях, отражавшие прекрасные мгновения моей не только поисковой жизни, но и просто человеческой. Пока делали фотографии у дома и шли обратно в ДШИ № 1, мы с Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем успели немного поговорить. Несколько подаренных мне минут общения позволили ощутить Александру Николаевну человеком открытым, простым, доступным. Николаю Николаевичу объясняла, что у меня вышла книга «Память и боль людская» и попросила разрешения подарить…
… После гала-концерта в музыкальном театре 22 декабря 2007 года бесчисленное количество раз задавали вопрос: «Где Вы взяли столько талантливых детей?» С гордостью отвечали: «Там, где Пахмутова родилась, в Бекетовке. Там дух её песен вселяет в сердца и души детей и взрослых».
«…Человек – Божественное создание. Бессмертную часть его составляет дух. Задушевность прекрасных образов песенного пространства позволяет душе ликовать и радоваться. Так происходит очищение душ людских. Основа нашей национальной культуры – песенное творчество Александры Николаевны и Николая Николаевича Добронравова». …во время второй части встречи гости сидели на сцене за столом, заваленным цветами и подарками, и отвечали на вопросы детей. Перед нами были два очень открытых человека, доступных, внимательных, интересующихся жизнью школы и детей. Отвечали они серьёзно, искренне. С глубокой болью говорили о потере уважения к советской песне. Чувствовалась глубина и сила таланта обоих, их напряженный чёткий ритм жизни – вместе со страной, её жизнью, её людьми, её непростой историей. Александра Николаевна и Николай Николаевич – талант и простота. Это счастье, что ты сам с ними встретишься. Не беспокой их, а цени свое везение. Михаил Рубцов, художественный руководитель центра «Конкордия», заслуженный деятель искусств России написал: «Поистине жаль, что мы порой редко задумываемся над тем, с кем мы живём рядом в одно время». Это он написал в книгу Ю.М. Беледину, но слова звучат пророчески. Когда мне В.А. Мадянов дал прочитать небольшую заметочку Николая Панина, то мне захотелось сказать этому журналисту: «Вы хотя бы слегка поняли, о ком вы писали и к чему прикоснулись? Вы просто для галочки сделали этот материал?» Сейчас разительно изменились жизнь и её ценности. Живём как будто вверх ногами. Но есть вечные ценности у народа и всегда будут. Народ признал талант Александры Николаевны и Николая Николаевича. Они народные композитор и поэт, песни их стали народными. Она по праву любимица народа. Современные дети прекрасно чувствуют песни Пахмутовой. Не дотрагивайтесь опошленной современной продвинутостью до великого таланта труженика и композитора. Вы не имя Александры Николаевны замараете, а покажите своё, мягко сказать, незнание. Молодым свойственно не понимать, что будет время, и вы станете старшими, а вам на смену придут новые и еще более продвинутые. Никакая современная пошлость не приклеится к их именам. А вот себя покажет в полной красе. Если вы не были у нас в Бекетовке, то очень жаль. А если были, то… Нас оскорбила ваша заметка об Александре Николаевне. Осторожнее применяйте свои современные оценки нашей жизни, незнакомые вам. Хулить все, конечно же, легче, чем созидать.
«Почему перестали называть авторов музыки и слов песен? Почему исполнители называют не свои песни своими? Что это – неуважение, незнание или чистый плагиат? Что за странное время пришло?»
«Начала играть рано. В городе Сталинграде за Центральным рынком и музкомедией была музыкальная школа. Два раза в неделю мама возила меня. Осенью 1943 года меня отвезли учиться в Москву. Любимый предмет – фортепиано. Шла война. Ещё были живы музыканты, впитавшие русские корни, гениальные таланты. Мы их видели. Как все гениальные люди, они были небогаты, садились в трамваи и ехали домой. Могли спросить: «Как живёшь, девочка?» и, услышав в ответ, попрощаться просто: «Ну, иди, девочка, иди». Мы знали все ходы бесплатного доступа на концерт в консерваторию. Было пять ходов. Один из них – через профессорский буфет. Однажды иду, вижу Хачатуряна: «А Вы знаете, там играют «Танец с саблями»! «Ну и что?» - отвечает он. Училась у Шебалина, он учился у Мясковского, а тот – у Римского – Корсакова учился. Вот такая музыкальная связь.
…и поэт, и композитор рассказывают, как рождались всем нам известные песни «Старый клён», «Геологи», «Горячий снег» и другие. Слушатели с радостью и неподдельным интересом впитывают всё. На сцену выходит девочка в белоснежном платье и задает вопрос:
- У Вас было счастливое детство?
- На человека в таком платье мне написать балет. Детство моё было замечательное. Где бекетовский базар, на Омской улице стоял мой дом, он был угловатым. Семья моя – мама, папа, брат, две сестры и я, самая младшая. Брат и отец работали на СталГРЭС. Хорошо, что не с городской квартиры началась моя жизнь. Был хороший дом, двор, в сарае у нас был свой театр. Ставили спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы, малыши, изображали море. Нам красили в голубой цвет марлю. Жили небогато. Мама была парикмахером замечательным. Затем переехали в поселок СталГРЭС в каменный дом. Началась война. Ведущая встречи объявляет, что в ДШИ № 1 сегодня будет открыта «Гостиная А.Н. Пахмутовой» и слово предоставляется арт-директору гостиной Владимиру Александровичу Мадянову. Он рассказывает, что в 1954 году была открыта музыкальная школа № 4, она была четвёртой в городе Сталинграде. «Тогда еще мы были на виду, ведь здесь начинал прорастать Сталинград. Вы уезжали в Москву, мы были заброшенный угол. Сейчас нас можно назвать «бекетовский Парнас»…»
… теперь слово предоставляется Тамаре Михайловне Чекомасовой – заместителю главы администрации Кировского района: «Вы оказали нам большую честь, побывав у нас в Кировском районе. Вы были в гостях у нас в 2004 году, все мы были у места Вашего родительского дома. Когда Вы дали согласие на рождение конкурса, как были все рады – взрослые и особенно дети. В гимназии № 9 есть музей, а в нём рассказывается о её бывшей ученице, которую мы любим и которой гордимся». И вдруг… неожиданно для меня лично. Она говорит, что есть у нас такие люди, как Дэя Григорьевна Вразова, которые серьёзно занимаются историей своей малой родины. Стою и думаю: «Вот вся статья подарить книгу, но она-то уже в пакете у Николая Николаевича». И я решаюсь в таком случае попросить разрешить мне сказать два слова. Подойдя к сцене, тихо попросила у Николая Николаевича книгу и всенародно подарила свой труд, где написано просто: «Александре Николаевне! На память о её родной Бекетовке.23.12. 2008 года. Д. Вразова».