Navigation





Links

  • Я не могу иначе
  • В областном краеведческом музее
  • Вокальный ансамбль ДАНКо
  • Я не могу иначе

  • Я не могу иначе…

    Неопубликованное письмо

     

    Владимир Александрович Мадянов позволил мне опубликовать выдержки из его неопубликованного письма: «Уважаемый редактор! Пишу в Вашу газету по поводу опубликованной в номере «АиФ» за 26.12. 2007 года заметки о приезде в Волгоград композитора А.Н. Пахмутовой.

    … По роду своей профессии мне пришлось довольно много заниматься всем, что связано с жизнью и творчеством Пахмутовой и в повседневной преподавательской работе, а также на местном телевидении и радио. Мне довелось лично общаться с Александрой Николаевной, переписываться с ней.… И вот, наконец, свершилось! В городском музыкальном театре (22 декабря 2007 года. – Д.В.) состоялся концерт лауреатов фестиваля – солистов и ансамблей, в котором дети пели лучшие пахмутовские песни в присутствии авторов музыки и стихов. Событие было грандиозным. Восторг участников и гостей был взаимным. Пахмутова настояла, чтобы вместо 3 первых премий были присуждены 5, и еще 7 участников получили из её рук дипломы лауреатов. Это было в субботу, 22 декабря. На следующий день, в воскресенье, гости приехали в Бекетовку. Трудно описать словами ту сердечность и теплоту, с какой встречали Пахмутову земляки.… Состоялось (после концерта. – Д.В.) открытие специального зала «Творческой гостиной Александры Пахмутовой» - предшественницы будущего музея композитора. Ещё раньше она передала для музея много ценных материалов – нотные сборники, пластинки, афиши, диски. Мне поручили возглавить работу по созданию музея. Региональный выпуск «АиФ» не оставил приезд Пахмутовой в Волгоград без внимания. На 3-й странице приложения в рубрике «События, слухи недели» была помещена 30-строчная публикация под подписью Ник. Панин. При её чтении буквально каждая строчка вызывала у меня негодование и возмущение. Уже заголовок: «Пахмутову потянуло к детям»! Что значит «потянуло»… Отправится в дорогу по зиме при массе всяких дел – это почти подвиг. Ведь это никаких гонораров – всё бесплатно. И это все ради детей из Волгограда.

    … И дальше ошибки или какая-либо чушь в каждой строчке. «В минувшее воскресенье» - концерт проходил в субботу. «Известный композитор -  песенник» - по отношению к Пахмутовой это просто оскорбление. Ну, если бы назвать песенниками Газманова, Антонова или сонм других – это ещё ладно. Но Пахмутову? Если автор заметки сам был на концерте, то он не мог не заметить, что вперемежку с выступлениями детей аккомпанировавшие им оркестры играли симфонические произведения по её авторским партитурам. Она же без нот, наизусть, в окружении фотокорреспондентов играла партию рояля. В лучшей консерватории мира она получила полное образование профессионального композитора. Училась у профессора Шебалина, Шебалин – у Мясковского, Мясковский – у Римского – Корсакова. Вот такая цепочка в отечественной композиторской школе. Чем больше проходит времени после развала СССР, тем с большей гордостью после безобразий последних двух десятилетий носят свое звание те артисты, которые получили его когда-то, - звание народного артиста СССР. От себя добавил бы:

    Пахмутова – национальное достояние России.

    У Панина – «известный композитор». Завидная эрудиция! «Пахмутова судействовала». Это что? Была судьей? Судила детей? Очень небанальное определение того, чем Пахмутова тут занималась. Далее: «церемония награждения проходила в ДШИ № 1, где училась сама композитор». Церемония награждения проходила там же, где был концерт, - в музыкальном театре. Ещё больше я укрепился в подозрении, что автор заметки сам не был на концерте, а для написания пользовался вынесенным в заголовок рубрики понятием «слухи». В ДШИ № 1 сама композитор никогда не училась, потому что уехала в Москву в 1943 году, а ДШИ 3 1 открылась лишь в 1954 году (тогда она называлась музыкальной школой № 4. – Д.В.). Место, куда Пахмутова приезжала в воскресенье, называется детская школа искусств № 1 – это совсем другое учебное заведение, которое находится в 20 километрах от центра, в Бекетовке. Сейчас в Волгограде 8 школ искусств, но школа на родине Пахмутовой открылась в 1980 году ПЕРВОЙ (была переименована из музыкальки. – Д.В.) Это для справки.

    Дальше у Панина идёт описание поведения Пахмутовой. Автор обращает внимание читателей на то, что все конкурсные дни (композитор была в Волгограде чуть больше суток: утром в субботу московским поездом приехала, а в воскресенье в 3 часа уехала;  сам конкурс проходил с 20 по 24 ноября, и Пахмутова на нем не была). «Пахмутова была необыкновенно сосредоточена и серьёзна». Можно подумать, что, когда ей приходилось «судействовать», она бывает какой-то другой. «Она крайне неохотно вступала в общение с журналистами…» Насколько я знаю из бесед с этой женщиной, охоту общаться с журналистами, особенно с местными, ей отбили давно. В сентябре 2004 года Пахмутова приезжала в Волгоград для участия в съёмках телевизионного фильма о ней. Среди журналистов в сопровождающей толпе была некая Ирина из «Комсомолки», которая, не общаясь с композитором, написала такую чушь, которая вызвала крайнее возмущение Александры Николаевны. Я потом пыталась эту Ирину найти, чтобы передать ей все, что о ней Пахмутова думает. Мне сказали, что Ира уже уволилась. Видимо, освещать темы, связанные с культурой, даже в крупнейших изданиях поручают неопытным и ничего не знающим в этом предмете новичкам. Мне даже трудно представить даже трудно представить реакцию Пахмутовой на публикацию «АиФ», но, думаю, желания общаться  с журналистами она не прибавит. Но перла ещё не кончились. Один следует за другим: «сидя  в зале, отпускала (!) исключительно профессиональные реплики». Видимо, автор отпечатанной 40-тысячным тиражом заметки надеялся услышать от гостьи пару  последних московских анекдотов. Последний абзац, видно, тоже писался со «слухов»: гала – концерт проходил в театре, песня «Надежда», пелась его участниками в сопровождении оркестра при участии композитора. В школе искусств встреча закончилась этой же песней в исполнении всего зала, и там аккомпанировала сама Пахмутова за роялем. Но это наименее существенная из допущенных Н. Паниным неточностей. Если кто-то захочет узнать, как приезд Пахмутовой проходил на самом деле, достаточно взять номер газеты «Городские вести» за 25 декабря, где на двух полосах помещён материал Нины Беляковой, хорошо проиллюстрированный тремя фотографиями. В этом репортаже изложено всё точно, и его показать Пахмутовой не стыдно. Впрочем, ничего из ряда, вон выходящего не произошло. Уровень этой скромной публикации в одной из самых крупнотиражных газет вполне соответствует отношению к Пахмутовой руководства её родного города. Может быть, почётного гражданина города-героя встретил мэр? Уж и не спрашиваю про губернатора с кучей его заместителей. Все было жутко заняты на конференции «Единой России». Вспоминаю недавно показанную на ТВ последнюю инаугурацию мэра Москвы Ю. Лужкова. Пахмутова сидит  в первом ряду VIP – персон. Выступил президент. Потом по протоколу слово предоставляют Александре Николаевне. Она сравнила Лужкова с дирижером огромного оркестра и так выступила, что после неё президент снова взял слово – уже не по протоколу. В день юбилея композитора (в 2004 году. – Д.В.) президент огромной страны нашёл время приехать с цветами и поздравлениями к народной артистке домой. В родном городе Пахмутову встречали клерки от культуры и рядовые граждане (такие, как я). Предлагаю в ближайшее время подготовить большой материал на тему «Пахмутова и Волгоград», в котором подробнее рассказать и о фестивале детской песни, которым, на мой взгляд, город может гордиться, и её историческом приезде на малую родину. Без всяких званий Пахмутова – удивительный человек. Она действительно редко бывает «сосредоточенной и серьезной». Во время своих приездов в Волгоград она буквально сыпала хохмами и приколами. Приведу два примера. При встрече в Кировском районе в 2004 году глава администрации сказал, что директор местной кондитерской фабрики готовит новый сорт конфет с названием «Дуэт» и с портретами Пахмутовой и Добронравова на коробке. Пахмутова тут же среагировала: «А тогда конфеты нужно назвать «Сладкая парочка»!» (Нужно ли говорить, что за прошедшие годы этот сорт конфет так и не появился.) В этот приезд, когда Пахмутова в школе искусств пригласили на сцену, на вопросы детей она отвечала, держа в руках микрофон. Но при этом в динамиках были слышны какие-то помехи. Тогда звукооператор снял со стойки другой микрофон. Когда два микрофона сблизились – раздался резкий свист. Пахмутова мгновенно объявила: «Ой, микрофон не согласен!» Владимир Александрович Мадянов, общественный директор музея Александры Пахмутовой».

       

    Нина Завадская

    «Как жизнь»

     

    «А песни Великой Отечественной войны! Гениальные песни!»

    В журнале «Музыкальная жизнь» № 2 – 90 на страницах 1 - 3  автор пишет: «Она буквально ворвалась в музыкальную жизнь страны с «Песней о тревожной молодости», звонкой, полной романтики». Автор считает, что песни композитора «по праву вошли в золотой фонд советского искусства». Она беседует с Александрой Николаевной Пахмутовой…

    « - … Работая над песней, я работаю так же серьёзно, обстоятельно и тщательно, как и над симфоническими сочинениями. Независимо от того, требует ли песня звучания большого оркестра или рок-группы.

    - … А откуда у Вас эта склонность к песне, как Вы думаете?

    - От жизни. Детство моё прошло в рабочем посёлке под Сталинградом. Музыкально воспитывал меня отец, который был очень одарённым человеком. Так сложилась жизнь, что музыкального образования он не получил, но хорошо играл на рояле. Именно в его исполнении я узнала бессмертную фортепьянную музыку: Вторую и Шестую рапсодии Листа, мазурки и вальсы Шопена.… Ну и, конечно, воспитывало радио. Тогда часто звучала сюита «Пер Гюнт» Грига, «Славянские танцы» Дворжака, музыка Брамса, Шуберта, отрывки из опер Глинки, Чайковского – все это было очень популярно. В самом расцвете находился и жанр советской песни Дунаевского, Блантера, Мокроусова, братьев Покрасс любила и пела вся страна. А песни Великой Отечественной войны! Гениальны е песни!...

    … Нет, не потому. Просто мне посчастливилось увидеть, узнать таких разных в своём величии и простоте людей, что захотелось, чтобы об этих людях запелась песня. Это и совсем детские воспоминания – Сталинградская битва, её герои – красивые и мужественные люди. Наверное, и их жизнь позвала меня в песню.

    … - Что же всё – таки происходит  советской песней?

    Песня – это отражение жизни. С ней происходит то, что происходит с нашей жизнью.

    … Песня – молодой жанр. Безусловно. Но сложность нынешнего периода в том, что уж очень болезненно происходит смена поколений. Она пришлась на ломку традиций, когда страна потеряла лицо. Песня призвана объединять миллионы, а не разъединять. Вспомните, началась Отечественная война. Стране было очень трудно, но она должна была выстоять. Встать под пули и выстояла. Песня сказала: «Вставай, страна огромная…» И страна встала и пошла на врага.… Сейчас же мы переживаем период поисков, брожений, разлада. И сейчас образ современного слушателя, особенного молодого,  - парень с наушниками на голове. Он не слышит, как бывало в хоре и поющего человека… он отделён от него, от жизни, от голосов природы наушниками…

    … - А какова роль рок – музыки в современном песенном процессе?...

    - … Рок не помешал песне. Вообще, нет плохих музыкальных выразительных средств, как нет и плохих инструментов… Серьёзную рок- оперу услышать по телевидению так же трудно, как и серьёзную песню. Звучит главным образом, так называемая попса…

    - Существует мнение, что, владея компьютерной техникой, можно сочинять, не имея даже музыкального образования. Вы согласны с этим?

    - Трудно сказать. Лепить стандарт, наверное, можно. Но для высокого конечного результата, на мой взгляд, необходимо сочетание технических знаний, музыкального образования и, конечно, искры божьей. … Электроника и так называемые современные ритмы большей частью механичны в своей основе, в них есть прекрасная жесткость и гипнотизирующая агрессия. Как это часто бывало и бывает  в нашей истории, мы, влюбившись в очередной западный феномен, берем самое поверхностное… Я не считаю себя пророком, ни даже музыковедом, но думаю, что, может быть, уже настала пора уходить от так легко завоеванной стадности. Может быть, интерес к музыке (особенно если иметь  виду демократические, массовые жанры) надо возрождать с культуры слушания…»